Линкфилд
Здесь может быть ваша реклама
|

 Что такое верстать

Что такое верстать

Принципы верстки заложены, слава Богу, еще до изобретения компьютерного изготовления книжек, соответственно в верстке участвовали и до сих пор участвуют опытные специалисты прошлого, то есть тех времен, которые отмечены принципами высокой печати и, конечно же, ручным (только кое в чем автоматизированным) набором текстов. Соответственно гранки — это и сейчас гранки, хотя и сильно отличающиеся от тех, что были прежде. Обработка свинцовых пластов или барабанов с текстом нас не касается, да я точно и не знаю, назывались ли они матрицами или штампами, какова была точно та технология, но теперь для нас, готовящих на домашнем компьютере целиком всю книгу, вплоть до вывода типографских пленок, это и не столь важно. Программа QuarkXPress выдерживает самое главное — все принципы верстки, которые, если их придерживаться, позволяют сделать все не только красиво, но и правильно.

Добавлю только то, о чем упустил сказать раньше. Для Кварка, как и для PageMaker, практически безразлично, насколько текст, находящийся в буфере, отформатирован. Все настройки форматирования текста мы назначаем опять же в самом Кварке.

Многие задачи форматирования здесь решены — это переносы, выравнивание текста, шрифт и его размер. Все это мы видели в опциях командных меню. Но она невозможна и без кое-каких других настроек.

Идем дальше. Жидкая строка получается в книге очень часто — чаще чем плотная. Это происходит от того обстоятельства, что программа, восприняв словарный язык русский, разбивая строки переносами, игнорирует иностранные слова (к примеру, как у нас — QuarkXPress, да еще написанный столь по-компьютерному, без пробела!). Именно длина этих непонятых программой слов и порождает жидкие строки: на всякий случай программа выбрасывает какое-нибудь длинное русское слово в следующую строку (хотя перенос ему вполне можно было назначить) или оставляет его на предыдущей. Тут вступает в силу наше назначение переноса. То есть мы можем назначить длинному русскому слову ручной перенос, и слово попадет частично на прошлую строку, таким образом ликвидировав ее «жидкость».

Теперь что касается висячих строк. Здесь понятие висячей строки от незыблемого уже несколько ушло в «демократичное». Что такое висячая строка? Это понятно из самого определения: строка, которая повисла. Чаще всего это одна из строк предыдущего абзаца, которая из-за длины фразы попала с предыдущей страницы на ту, где она теперь (с колонками в газете то же самое). Строка может оказаться полной, то есть содержащей то число знаков, на которое как раз разбита книжная строка. Тогда некоторые издатели уже считают, что строка не висит, и пропускают ее. На самом деле это по старым канонам все равно висячая строка, поскольку это всего одна строка от предыдущего абзаца, и с нею надо что-то делать. Но подобное обстоятельство еще не может быть самым страшным. Самый непрофессиональный вариант в данном случае тот, когда от этой строки на новую страницу попало всего несколько знаков. И здесь издатели поступают по-разному. Есть такие, которые разжижают предыдущую строку, добавляя в висячую еще какое-то количество знаков. Это делается за счет трекинга — межсимвольного интервала. Тогда для них строка получается как бы и не висячей. Но это как раз все еще крайний, непрофессиональный вариант. Если считать правильно, то такая строка вовсе не должна находиться на этой новой странице (или строке). То есть соответственно ее нужно было бы, наоборот, уплотнить: тогда она целиком уместилась бы на предыдущей странице, и вопрос бы снялся.

Особенно неприятным моментом является перескок строки с предыдущей нечетной страницы на последующую четную. То есть, как вы понимаете, на стадии перелистывания книги! Такую строку в XIX и начале XX века типографы звали вовсе, извините за выражение, «блядской». Это не ругательство, хотя слово и ругательное, но на старом типографском языке (взгляните в словари уважаемых авторов) оно было чисто профессиональным. Потому что описанного нонсенса в типографиях прошлого не должно было быть, таких работников увольняли. Мне кажется, слово пришло из далекого, очень далекого прошлого, со времен Ивана Федорова (а может быть, еще от переписчиков рукописных книг), когда этим словом пользовались даже в житиях святых, поскольку оно было просто легкоругательным, типа слова «собака», когда мы произносим его в сердцах. А житие протопопа Аввакума и вовсе изобилует этим словом. Ну, да ладно, я отвлекся. Идем дальше.

Столь же висячей строкой является и строка последующего абзаца, которая оказалась на предыдущей странице. Однако многие издатели допускают ее присутствие на предыдущей странице, вовсе не считая ее висячей по той причине, что она полная. Ну, во-первых, она всегда как раз формально неполная, поскольку абзац начинается с красной строки...

А что страшного в том, спросите вы, что строка оказалась там, где она оказалась? Неужели эстетика перебьет сам смысл того, что напечатано в той строке? Ведь если книга интересная, мы и не заметим никаких висячих строк, увлекшись содержанием...

Нет, не все так просто. Вопрос возникал, кажется, с самого начала не из-за эстетики текста. Мешала сама технология изготовления типографских форм. По этой технологии положено было каждой верхней строке каждой страницы быть полной. Исключением было, кажется, лишь то, когда бы эта строка начиналась с абзаца, то есть с наличия в полной строке красной строки.

Специально я не выяснял, но мне думается, что и последняя строка страницы также должна была быть полной. Тогда бы здесь сам собою и возник вопрос о неполности строки из-за присутствия в ней красной строки. Вполне возможно, что именно поэтому такая строка сделалась висячей.

Возникновением колонтитула мы обязаны, думаю, как раз этому обстоятельству. То есть колонтитул вполне мог родиться как решение избежать первой (а то и последней) висячей, неполной строки. Тогда форма в типографии изготавливалась уже более-менее правильно. Впрочем, вопрос эстетики здесь тоже нельзя сбрасывать со счетов. О колонтитуле мы еще поговорим в другой главе, хочу лишь добавить, что издатели, которым хочется не обращать внимания на висячую верхнюю и нижнюю строку, пользуются для своего оправдания как раз наличием нижнего и верхнего колонтитула, что, конечно, очень удручает.

Вернемся к жидким и плотным строкам: я не сказал о маленьких нюансах, когда приходится все же применять трекинг, даже если строки и не отмечены программой как плотные или жидкие. Почему?

Потому что опять же традиция верстки требует, чтобы строчка не начиналась с тире, не начиналась с короткого остатка слова от предыдущей фразы, не кончалась коротким словом с заглавной буквы (началом нового предложения) типа предлога «О» во фразе «О бедном гусаре замолвите слово». Это, конечно, слишком изысканная верстка, но именно ею пользуются и ее отстаивают самые приличные издательства. Поэтому искусственно плотные и искусственно жидкие строки есть в каждом тексте, почти на каждой странице. Назначая в переносах (по умолчанию) в Кварке три знака для предыдущей и два знака для последующей строки, авторы никак не рекомендуют вам оставлять два или три знака от нового предложения, будь оно даже и внутри абзаца. Все это называется среди верстальщиков «хвостами» и должно быть также ликвидировано. Потому верстка и есть работа кропотливая, не для непосед.

Во время сжатия нам не столь важна короткость фраз, сколь короткость абзацев. А в некоторых текстах именно множество коротких абзацев — от полстроки до полутора строк. Если эта строка из короткого абзаца, мы не сможем ужать текст почти на 30 процентов: абсурд! Значит, прежде всего убеждаемся, не принадлежит ли данная висячая строка короткому абзацу. Но даже если абзац обширный, строк в пять, и то нам придется ужимать эту висячую строку на 6—7 процентов, тоже большая величина для трекинга.

Или если припомнить, что строка занимает примерно лишь треть целой, то нас все же она не устроит. Почему? Потому что в уважающих себя издательствах строка, занятая менее чем на половину, тоже считается висячей. Я не склонен считать это блажью и стараюсь также следовать этому принципу. Правда, такой строгий принцип касается все же объемных абзацев — по 10 и более строк, где ничего не стоит придать или целому абзацу, или только части его — всего 0, 01 дополнения к круглой шпации (убейте, не знаю, что это такое, но звучит внушительно). Это термин из PageMaker. И еще: верстка всегда должна начинаться с самой первой строки текста! Потом мы должны завершить первый этап работы на первом абзаце и уж только после этого перейти ко второму. И так далее. Это первый принцип верстальщика. Иначе будете постоянно перевёрстывать!

И еще. Нельзя верстальщику решать за автора: если у автора всего 70 знаков в абзаце, стоит лишь попытаться получше выглядеть не ему, а вам. Ведь чтобы ужать строку, представьте, вам надо ужать ее на 4/70-х, то есть почти на 6 процентов. А это уже очень и очень заметно читателю, так что, возможно, лучше всего оставить все, как оно есть, и с вас не спросит никто. Да и невозможно спросить с вас ни за Пушкина, ни за академика Иванова-Панкратова: когда они писали сказку или научную книгу, они вовсе не обязаны были думать о ваших законах полиграфии, — им было важно донести до своего читателя мысль, причем в том ритме, в котором они ее хотели донести. Хвостики в пару знаков с точкой в конце все же обязательно убираются. Или вожмите их, или растяните до шести-семи знаков. Я, к примеру, начинаю работать с подобного рода абзацами лишь тогда, когда сам абзац составляет не менее 4-х строк в книге и не менее 7—8 строк в газетной колонке. Нельзя решать за автора разбивку на абзацы только для того, чтоб вам было полегче.

Обычно значения трекинга, которые вы встретите в верстке книги, которую читаете, не больше 0,04 либо в ту, либо в другую сторону. Только иногда приходится увеличивать значения его до уровня примерно 0,08: это бывает тогда, когда на странице расположен очень важный для читателя (или издателя) рисунок, а количества текста от одного рисунка до второго (следующего) не хватает, чтоб абзац заполнил остаток страницы. Так искусственно растягивается не только строка, но чаще всего абзац. Соответственно и ужимается. Однако сжатие больше чем на 0,05 вообще очень не рекомендуется, ибо текст становится трудночитаемым. То есть соответственно при сжатии более плотном обязательно требуется и участие других опций — к примеру, интерлиньяжа или кернинга. А то и того и другого вместе. Но разрядка, если она очень жидкая, не особенно прибавит красоты вашему тексту. Собственно как и сжатие символов.

Но можно сжать текст, уменьшив значение интерлиньяжа. При величине кегля 11 одинарный, нормальный интерлиньяж, установленный программой по умолчанию, составляет 13,2 пункта. Можно ужать его не более чем до 12,0. Допустимо, конечно, и значение 11,0, при котором текст себя еще неплохо чувствует. А иногда бывает просто необходимо опустить межстрочный интервал до величины 10,0 и даже ниже. Однако несколько строк, подвергнутых такому насилию, сразу отличимые от тех строк текста, которых экзекуция не коснулась. Поэтому интерлиньяжем лучше работать очень и очень умеренно.

Теперь немного поговорим о терминах. Если помните, я обещал сказать о кернинге.

Трекинг — межсимвольный интервал, а что такое кернинг? Кернинг — это ситуация, когда не только отсутствует межсимвольный интервал, но и имеет отрицательное значение. Когда это происходит?

Существуют символы, у которых, как у буквы У, свободен правый нижний угол. У Т он посвободнее, а у Г, например, самый свободный. Почти то же у Р, Ф. Закон зрительного восприятия говорит о том, что если после таких знаков стоит строчный знак с отсутствием заполнения левого верхнего угла (к примеру, буква л), то прописная буква как бы отрывается от слова. Соответственно трекинг здесь не нужен. При определенных обстоятельствах можно варьировать кернингом, задавая и его значения.

Интерлиньяж — это межстрочный интервал от одной базовой линии до другой. ПО базовой линии выстраиваются все знаки строки — и прописные, и строчные. При этом нижний выносной элемент (буквы у, р, д, щ и т. д.) находится ниже базовой линии. Злоупотребление уменьшением интерлиньяжа может привести к тому, что эти нижние вьшосные элементы могут «сесть на голову» верхним выносным элементам других знаков или прописным буквам.

Вот, кажется, асе основное, что касается принципов текстовой верстки.

Что касается иллюстраций, то здесь практически нет единых законов, кроме художественной целесообразности и эстетического результата. Есть некоторые принципы, да и то традиционные для верстальных издательских программ, в том числе те опции, о которых мы говорили: если, к примеру, растянуть иллюстрацию до блока, то может получиться так, что иллюстрация утеряет свои пропорции. Поэтому лучше растянуть блок до размера иллюстрации, Но это может привести к тому, что иллюстрация окажется не на том месте, который устроил бы читателя по эстетическим соображениям.

В каждом конкретном случае верстальщику приходится быть еще и художником, дизайнером. Впрочем, это творчество, а творчество всегда интересно.

  Работа с формами блоков

Теперь давайте перейдем к практике. Но пока поэлементной. В этой главе мне хотелось бы поговорить о том, как и для чего, почему и зачем создаются блоки.

Блоки бывают текстовые и графические, но и в том, и в другом случае часто приходится создавать блоки сложной конфигурации. Публикации встречаются разные, разные задачи предстоит им решать. В том числе, возможно, кому-то придется верстать комиксы или что-нибудь в этом роде. Неравные друг другу по размерам, форме, расположению картинки, как и текстовые блоки, вам придется создавать самостоятельно, потому что художник, рисовавший книжку, уже сделал свою работу.

Давайте посмотрим, как нам сделать, чтобы формы разных блоков (пусть их будет три) слились в один. Это можно осуществить несколькими способами.

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 272. Три блока

На рисунке представлены три блока различной формы, окрашенные для удобства в различные цвета. Ни одна из этих форм не устраивает нас (к примеру). Можно, конечно, нарисовать, если постараться, именно такую инструментом Произвольной формы, но это и сложно, и хлопотно, и мышка не слушается. К тому же мы просто рассматриваем пример. Давайте совместим эти три блока в какую-нибудь фигуру способом наложения друг на друга, чтобы их общий контур удовлетворил бы наши ожидания. Допустим, так:

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 273. Просто наложили фигуры

Теперь, как мы это делали когда-то в CorelDRAW, где не было, кажется, проблем с фантазией по обрезке фигур (а это ведь то же самое, только в Кварке фигуры называются блоками), выбираем опцию Merge с ее подменю.

Выбираем по очереди все три фигуры. Делается это при удерживании нажатой клавиши Shift. Выделили и скомандовали Intersection (Взаимная, Общая поверхность, перекрытие). Я неправильно, может быть, выразился, но по существу это лишь та площадь, которую перекрывают все три фигуры (блока). Результат вы видите на рисунке 274.

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 274. Слияние трех фигур в общем перекрытии

Как вы видите, поверхность мелкая, блок получается мизерный. Все, что оказалось вне пересечения, удалилось этой командой. Этот метод может быть хорош при пересечении не трех, а двух замысловатых фигур, чтоб в образованный контейнер поместилась именно та часть рисунка, которая нам нужна. Такое часто бывает — вырвать из рисунка рваный кусок, проигнорировав все остальное. К примеру, часть карты на фоне какой-то большой и значительной фотографии.

К слову сказать, обрезается все относительно самого нижнего слоя, то есть фигуры номер один, нарисованной прежде двух других. И цвет получившегося блока именно тот, каким обладала первая фигура.

Теперь попробуем другую опцию. Возвращаем все на свои места, применив команду Undo из меню «Правка». И повторяем наши действия, но применив теперь команду (по порядку, сверху вниз) Union (Объединение, Слияние). То же самое: программа выполняет действия, имея заглавной лишь первую, нижнюю по слою фигуру.

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 275. Слияние трех блоков

Это примерно то, что мною ожидалось, когда рисовал и собирался слить три блока в один.

Но это не все. Есть и другие опции, которые мы должны внимательно посмотреть. Вариантов ведь много. Итак, возвращаем все на круги своя и командуем теперь Difference (Разделить, Отделить). И на рисунке 276 видим, что от первой же фигуры осталась только та ее часть, которая ничем не перекрыта. Две другие фигуры сыграли свою историческую роль и сошли с арены.

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 276. Обрезали первую фигуру

Теперь я уже не стану рассказывать в который раз, что возвращаем все на свои места, поскольку в Кварке лишь одна отмена действия. Просто скажу: а теперь применили опцию Reverse Difference (Обратная Обрезка). И вот что получилось:

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 277. Обратная обрезка

Прекрасно. Даже если фигуру отрезали совсем, две другие, слившись, восприняли цвет несуществующей теперь фигуры. Потому что она была внизу. Относительно нее идут, как я уже говорил, все действия.

А вот опция Exclusive Or (Обоюдные вычитания):

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 278. Договоримся не видеть лишь друг друга

Это интересно. Пустоты и вычеты образовались только там, где лишь две фигуры из трех пересекаются. Общая поверхность в центре пересечения, как видите, осталась нетронутой. И опять все блоки приобрели зловещий синий цвет, свойственный нижайшей по слою фигуре.

Трудно сказать, где сможет пригодиться такой способ обрезки (слияния), но наверное может. Слава разработчикам QuarkXPress. Кстати, на заставке любой программы вы сможете прочесть все эти имена (если они там есть: как-то не обращал внимания).

Теперь сработала опция Combine (Комбинировать):

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 279. Комбинированное слияние

Вглядитесь: прошлая опция сделала нам с фигурами то же самое. Не понимаю, к чему тогда две одинаковые опции в одном подменю, да еще следующие друг за другом. Может быть, комбинировать лучше сочетанием из двух блоков? Например, из первого и третьего:

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 280. Взаимное вычитание первой и третьей фигуры

Или второй и третьей:

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 281. То же для второй и третьей

Видите, вторая фигура на рисунке 280 осталась окрашенной своим цветом. Точно так же оставшаяся не у дел первая осталась при своих, а взаимопересекающиеся приняли светло-зеленый цвет, потому что блок номер два лежит слоем ниже третьего.

Вероятно, интересны комбинации и в предыдущих опциях, но это уже детали. Принцип вы уловили, так что возможно всем этим пользоваться.

Что ж, великолепна опция Merge (Слияние, Поглощение). Кстати, я не удержался и привел второе значение перевода этого слова. Впрочем, само слово — глагол, а я перевел как существительное. Но ведь Слово — это Глагол. Причем любое...

Теперь уберем цвет. Он был только для наглядности, а вы можете им пользоваться и в верстке, — но только не таким интенсивным, ибо применять чистые цвета можно лишь в редких случаях, а вообще-то колер подбирается очень трудно. И соединим опцией Union (Соединение) все три блока.

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 282. Объединили три бесцветных блока

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 283. Перемещен один из узлов

Обратите внимание: в общей, объединенной форме блока тоже есть диагонали. Они программой рисуются везде, если блок графический. Причем центр пересечения диагоналей помещен в геометрический, а не в физический центр блока. Потому что иногда приходится растягивать, как вы помните, блок до размера изображения, и нужно совмещать центры того и другого. Взгляните, как переместился центр, когда я «пальчиком» (инструментом Элемент) переместил один из узлов границы блока.

Кстати, следующую главу я хочу посвятить узлам. Это интереснейший вопрос. Он, насколько мне известно, в полной мере разработан только в двух программах — CorelDRAW и QuarkXPress. Если вы внимательно посмотрите на Палитру Размеров (Реквизитов), то увидите, что там появились несколько кнопок, на которых нарисованы как раз часть дуги с узлом на ней. Это те самые виды узлов, о которых нам придется говорить.

На рисунке 284 вы видите, что все пять кнопок, обозначающих элементы контура блока, активны. Знаете, что это значит?

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 284. Меню Элемент и подменю Split (Разбиение)

В нем всего две опции — Outside Paths (Наружные Пути) и All Paths (Все Пути). У каждой линии — и прямой, и кривой, и замкнутой, и разомкнутой — есть начало и конец. Движение от начала к концу — есть Путь. В приложениях для работы с графическими объектами это важная опция. Путь нам будет нужен и при работе с узлами.

А пока взгляните, как преобразуется кривая контура блока, если мы или потянем за одну из точек пути, или за узел. Разбив контур на Все Пути, мы имеем возможность манипулировать всеми точками. Это можно сделать двояко — либо пользуясь вручную инструментом Элемент, либо просто щелкая теми активными кнопками, о которых я говорил.

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 285. Так изменился контур блока

То, что вы видите на рисунке 285, получилось у меня бездумно. Просто я перетаскивал и щелкал как попало. Но если есть перед вами какая-то задача, вы совершенно обдуманно можете изменить форму контура, опираясь на свои познания в узлах и кривых, точках и сегментах, а также путях.

Теперь давайте попробуем вставить в наш графический блок, хоть он и неказистый, какое-то осмысленное изображение. Что-нибудь из коллекции Windows XP, чтоб ей было не обидно.

Еще один способ вставки графики. Открываем Photoshop 6.0 и в нем откроем наш рисунок. Сейчас нам рассматривать его целиком не обязательно, потому что говорится просто о принципе. Открыв рисунок в Фотошопе, выделяем его и копируем в буфер. Закрыв рисунок, но не закрывая Фотошопа, приходим в Кварк и в меню Правка командуем Paste (Вставить). Как вы помните, при этом должен быть активен инструмент Содержимое. После щелчка просто ждем, когда операция завершится. И...

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 286. Вставили рисунок «Водяные лилии». Виден фрагмент

Теперь нам этот контур не нужен. Если понадобится, нарисуем другой. Поэтому скомандуем ему растянуться до границ рисунка.

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 287. Растянули контур до границ рисунка

Дальше уже ничего не сделаешь. Полного рисунка внутри данного графического блока не увидишь, пока не перетащишь его границы к границам рисунка вручную.

  Кривые, узлы, пути, точки, сегменты

Сама природа изначально не любит полной симметрии, и в данном случае мы относим к асимметрии — понятие кривых, как основы работы в CorelDRAW и QuarkXPress.

А уж по логике становятся значимыми и ее компоненты: узел, путь.

В любом варианте прямая линия всего лишь частный случай кривой, которых великое множество, называемое бесконечностью.

Кривая имеет путь. Это также важнейшее понятие, о котором нельзя забывать, работая с программой. Путь начинается в начальной точке рисования и заканчивается в той точке, где вы решили отпустить первую кнопку мыши. Нарисованная вами кривая будет иметь начало и конец, а движение от первой точки до последней и есть тот самый путь.

Замкнутая фигура также имеет путь, как и разомкнутая. Только есть разница: в замкнутой фигуре путь начинается и завершается в одной и той же точке.

Если вы не захотели или не сумели дорисовать замкнутую фигуру (если это не стандартная фигура, а целиком нарисованная вами с применением инструментов), Quark, как и CorelDRAW, мысленно дорисовывает ее и даже показывает вам на вашей странице значок: вы попали в точку. Этот значок некое окошечко, активизирующееся, когда вы пришли в зону начала кривой. Зона эта небольшая, но достаточная для того, чтобы попасть в нее при масштабе 100%.

При недостаточном масштабе просмотра (а вам он кажется вполне сносным) вы, конечно, не попадете в нужную точку, и мучиться вам до скончания сего файла. А скончание близко: в конце концов, устав от постоянных отказов, вы стираете объект и начинаете рисовать заново, при этом перезагрузив ваш замечательный компьютер марки... допустим, 286.

Скажите «Да», если ваш умнейший (теперь он мыслит почти независимо от человека) компьютер задает вам свой неожиданный вопрос: ПК почти не имеют привычки задавать праздные вопросы.

Но вернемся к кривым.

Участки пути, отдельные его отрезки есть отдельные и как бы самостоятельные кривые. Точки, между которыми они прорисованы, принято называть узлами.

Работа с узлами в Кварке отдана на инструменту Элемент.. Активизируйте его, подведите курсор к любому узлу, щелкните и потяните, — вы увидите, как странно и часто непредсказуемо меняется картинка. Многих раздражает именно непредсказуемость. Что делать?

Из-за этой самой непредсказуемости поведения узла даже хорошие художники не очень охотно пользуются инструментом свободного рисования, не говоря уж о Кривой Безье. Положа руку на сердце, дорогие дизайнеры, съевшие собаку еще на ранних версиях графических программ, многие ли из вас любят этот выдающийся по своим качествам инструмент? Мы о нем уже говорили, многое повторим вновь и вновь.

Но есть одно «но» во всей этой истории. Это «но» состоит в том, что один узел кривой не равнозначен другому. Хотя все участки, по сути, понимаются программой одинаково, то есть как кривые Безье (именно по такой формуле они рисуются), узлы программа не желает воспринимать одинаково.

Дело в том, что узлы воспринимаются графическими программами и делятся соответственно на три категории: острые, гладкие и симметричные. Названия эти очень условны, ибо острыми в геометрии мы привыкли называть только углы. А гладких углов, к примеру, и вовсе не существует в природе. Симметричный угол мы еще как-то можем себе представить (допустим, угол, симметричный другому углу, то есть находящийся на другой вершине многоугольника), но гладкий... Сглаженный, что ли?

Да, оказывается, «Сделать узел сглаженным» — термин, знакомый программе CorelDRAW. Но не Кварку. А чем же узлы отличны друг от друга?

Оказывается, симметричный узел, если мы вмешиваемся в него и начинаем править при помощи инструмента Элемент, меняет положение и форму кривой соответственно и в ту, и в другую стороны (подпути изменяются одновременно, а вспомогательные маркеры симметрично удаляются или приближаются к основному маркеру узла и друг к другу).

Изменять форму кривой можно многими способами:

— двигая в ту или иную сторону по странице сам узел;

— двигая один из вспомогательных маркеров;

— задавая решения непосредственно кнопками Панели Реквизитов;

Есть и другие способы, но нам, кажется, достаточно.

Тронув узел необдуманно, вы увидите, что кривая просто раздулась. Поскольку подпути левый и правый имеют несимметричную форму, они изменились бы в достаточной для беспокойства степени непредсказуемо. А здесь вы просто протянули узел.

Гладкие узлы меняются более лояльно. Вспомогательные маркеры предшествующий и последующий не равноудаляются (равноприближаются), а каждый ведет себя более свободно, чем симметричные маркеры. Однако при этом они постоянно находятся на одной прямой, что очень важно: таким образом, узел гладкий никогда (если не будет на то вашего отдельного решения) не превратится в острый или симметричный.

Этого примера в моей «видеотеке» нет, попробуйте изучить гладкие узлы самостоятельно.

Потянем за предшествующий (левый) маркер другого узла и увидим, что правый маркер остается на месте. Следовательно, на изменения предыдущего пути остальная кривая никак не реагирует. То же произойдет и с правым маркером. Так ведет себя острый узел. Это дает блестящие возможности рисовать фантастические фигуры. Хотя бы ту оглядывающуюся ворону, что изображена на рисунках 286 и 287.

Впрочем, в QuarkXPress терминология несколько иная, но не меняющая сути дела.

В меню «Элемент» в опции Point/Segment Type в подменю собраны типы узлов и кривых. Только узел называется Точкой (Point), а кривая — Сегментом.

Острый узел называется Угловой Точкой (Comer Point), гладкий узел — Гладкой Точкой (Smooth Point), и симметричный узел — Симметричной Точкой (Symmetrical Point).

Использовав команду Разделить (Разбить) Все Точки, вы сможете затем выделить интересующие вас пути (Сегменты) для их преобразования. Форму, понятное дело, можно преобразовывать и с помощью придания прямому сегменту кривизны, и с помощью передвижения узлов (Точек).

Вот на рисунке 288 активны команды Straight Segment (Прямой Сегмент) и Curved Segment (Кривой, Изогнутый Сегмент).

Действуя только кнопками на Панели Реквизитов (Палитра Размеры), вы сможете изменить характер сегмента.

QuarkXPress 5.0 Универсальная верстальная программа, программы, электронные книги, раскрутка, оптимизация

Рис. 288. Активны опции сегментов

Не обращайте внимания на фигуры блоков на странице документа Кварка: это все лишь для примера.

А пока немного важной теории, которая в Кварке нам очень пригодится.

 
MKPortal©2003-2008 mkportal.it
MultiBoard ©2007-2009 RusMKPortal