Объект scenario (сценарий) позволяет хранить несколько значений в одной ячейке. Каждое уникальное значение в ячейке или каждая уникальная группа значений для группы ячеек называется сценарием. Семейство scenarios (сценарии) содержит все сценарии рабочего листа. Вручную сценарии создаются с помощью команды Сервис, Сценарии (Tools, Scenarios).
Приведем соответствие между аргументами методов Add и show семейства scenarios и созданием сценариев вручную при помощи команды Сервис, Сценарии (Tools, Scenarios) на примере создания расчета суммарных затрат (рис. 4.1) при двух вариантах (сценариях) стоимостей комплектующих и расходных материалов (табл. 4.1).
Рис. 4.1. Расчет суммарных затрат
Таблица 4.1. Два варианта стоимостей
Вариант
Комплектующие
Расходные материалы
1
2
1000
800
200
300
Суммарные затраты вычисляются в ячейке В5 по формуле:
В появившемся диалоговом окне Добавление сценария (Add Scenario) (рис. 4.3):
В поле Название сценария (Scenario Name) вводится имя создаваемого сценария. Введите, например, вариант 1 .
В поле Изменяемые ячейки (Changing Cells) вводятся ссылки на ячейки, в которые будут заноситься значения, соответствующие данному сценарию. Введите ссылки на диапазон ячеек $В$3:$В$4.
Нажмите кнопку ОК.
ШагЗ
В появившемся диалоговом окне Значения ячеек сценария
(Scenario Values) в поля, помеченные именами изменяемых ячеек, . вводятся соответствующие значения (рис. 4.4). В данном случае в поле $в$з введите юоо, а в поле $в$4 введите 200. Нажатие кнопки Добавить (Add) приведет к появлению диалогового окна Добавление сценария (Add Scenario), в котором следует ввести параметры второго сценария и т. д. После создания требуемого количества сценариев нажмите кнопку ОК, которая приведет к завершению создания сценариев.
Рис. 4.3. Диалоговое окно Добавление сценария
Рис. 4.4. Диалоговое окно Значения ячеек сценария
Шаг 4
В появившемся диалоговом окне Диспетчер сценариев (Scenario Manager) выбором в списке Сценарии (Scenarios) соответствующего сценария и нажатием на кнопку Вывести (Show) производится ввод соответствующих этому сценарию значений в изменяемые ячейки (рис. 4.5).Приведенное выше создание вручную сценариев программируется следующими инструкциями:
ActiveSheet . Scenarios . Add Name := "Вариант 1", ChangingCells:=Range ("B3:B4") , Values:=Array("1000", "200") , Comment :="Автор: Андрей Гарнаев, 28.03.99", Locked:=True, Hidden:=False ActiveSheet. Scenarios. Add Name : ="Вариант 2", ChangingCells:=Range("B3:B4") , Values :=Array ("800", "300"), Comment :="Автор: Андрей Гарнаев, 28.03.99", Locked :=True, Hidden :=False Отображение сценариев на рабочем листе осуществляется следующими двумя инструкциями:
ActiveSheet . Scenarios ( "Вариант 1" ) . Show ActiveSheet . Scenarios ( "Вариант 2 " ) . Show
Рис. 4.5. Диалоговое окно Диспетчер сценариев после создания двух сценариев
Объект Outline
В общем случае структура — это такой режим работы, который позволяет разбить данные на определенные уровни детализации, а также просматривать только заголовки и подзаголовки документа. Структура наиболее полезна при создании итоговых отчетов, где не требуется чрезмерная детализация. Структуру невозможно создавать на основе произвольной таблицы данных. Ее построение основывается на таблицах с иерархической структурой данных. Объект Outline (структура) по своей иерархии вкладывается в семейство рабочих листов worksheets. Свойство outline рабочего листа возвращает объект Outline. Вручную на рабочем листе структура создается с помощью команды Данные, Группа и структура, Создание структуры (Data, Group and Outline, Auto Outline).
Приведем основные свойства объекта outline.
AutomaticStyles
Допустимые значения: True (структура строится на основе автоматических стилей) и False (в противном случае)
SummaryColumn
Возвращает местоположение итоговых столбцов. Допустимые значения: xiLef t (итоговые столбцы располагаются слева от столбцов, по которым подводятся итоги) и xiRight (итоговые столбцы располагаются слева)
SummaryRow
Возвращает местоположение итоговых строк. Допустимые значения: xiAbove (итоговые строки располагаются выше строк, по которым подводятся итоги) и xiBelow (итоговые строки располагаются ниже)
Обсудим наиболее часто используемые методы объекта outline.
ShowLevels
Отображает указанное число уровней структуры по строкам и столбцам.
Синтаксис:
ShowLevels (RowLevels, ColumnLevels)
Аргументы:
RowLevels - устанавливает число отображаемых уровней структуры по строкам
ColumnLevels - устанавливает число отображаемых уровней структуры по столбцам
ClearOutline
Удаляет структуру
Приведем соответствие между построением структуры вручную и аргументами методов и свойств объекта outline на примере организации отчета о продаже в виде структуры с двумя уровнями по столбцам и строкам (рис. 4.6). В строках Итого отчета и столбцах 1-й кв. и 2-й кв. вычисляется итоговая информация по продаже компьютеров.
Рис. 4.6. Отчет о продажах
Шаг 1
Выберите команду Данные, Группа и структура, Настройка (Data, Group and Outline, Settings). На экране отобразится диалоговое окно Структура документа (Outline) (рис. 4.7):
Флажки в строках под детальными (Summary Rows Below Details) и в столбцах справа от детальных (Summary Columns to Right of Details) устанавливают расположение итоговых данных относительно детальных. В данном случае установите оба флажка.
Флажок Автоматические стили (Automatic Styles) устанавливает, будут ли ячейки при создании структуры отформатированы стандартными стилями. В данном случае установите этот флажок.
Нажмите кнопку Создать (Create). Описанные выше действия соответствуют следующим двум инструкциям:
Теперь таблица отструктурирована (рис. 4.8). При выводе структуры по левому и верхнему краю рабочего листа отображаются кнопки, помеченные символами "+" и "-", которые управляют отображением и скрытием уровней детализации структуры, а также номеров уровней. Щелчок на кнопке со знаком плюс приводит к отображению детализации, а на кнопке со знаком минус — к скрытию детализации. Щелчком на кнопке с номером уровня детализации также можно управлять отображением и скрытием всего уровня.Нажмите кнопки со знаком минус — с тем, чтобы скрыть детализацию отчетной таблицы (рис. 4.9). Описанные выше действия соответствуют следующей единственной инструкции:
Рис. 4.8. Структурированная таблица с детализацией
ШагЗ
Если структуризация листа не требуется, то ее можно отменить, выбрав команду Данные, Группа и структура, Удалить структуру (Data, Group and Outline, Clear Outline). Тот же результат достигается следующей инструкцией:
Selection. ClearOutline
Рис. 4.9. Структурированная таблица без детализации