Глава 9. Программирование средств для работы со справочной информацией
Глава 9. Программирование средств для работы со справочной информацией
Для удобства работы с пользовательскими приложениями обычно их снабжают различной справочной информацией. Прекрасным средством отображения и работы со справочной информацией является помощник. Помощник может принимать образы различных героев, обладает выразительной мимикой, очень подвижен и разговорчив, но кроме того, он отличный и заботливый гид по приложению. В любой ситуации у него имеется подсказка, как правильно совершить то или иное действие, как преодолеть те или иные возникшие заковырки.
Структура помощника
Помощник программируется на VBA при помощи объекта Assistant. Структура объекта Assistant приведена на рис. 9.1. Важной особенностью объекта является то, что это единичный объект, не являющийся элементом никакого семейства объектов. В каждый момент времени можно вывести только одного помощника. Но помощника можно видоизменять по ходу работы программы. Объект Balloon представляет собой окно помощника, содержащее список разделов справки, связанных с помощником. В этот список могут входить надписи и флажки. Все надписи, входящие в объект Balloon, образует семейство BalloonLabeis, а все флажки - семейство BalloonCheckBoxes.
Рис. 9.1. Структура объекта Assistant
Типы помощника
Всего имеется 9 типов помощников. По умолчанию используется помощник с именем скрепыш (Clippit). Отображением помощника на экране управляет свойство Visible объекта Assistant. Свойство Filename объекта Assistant позволяет изменить вид помощника. А свойство Name возвращает имя текущего помощника.
Перечислим используемые в VBA типы помощников.
Внешний вид
Название (рус.)
Скрепыш
Колобок
Робот
Ученый
Эмблема
Планета Земля
Кот
Пес-барбос
Свойства объекта Assistant
Перечислим основные свойства объекта Assistant.
Animation
Управляет движением помощника на экране. Допустимы 34 значения, программирующие разовые движения помощника, и 8 значений, задающих его непрерывные движения. Отметим, что некоторые анимационные эффекты не работают для всех персонажей, но использование их не приводит к ошибкам, просто помощник остается в покое, не производя предписанное действие. Приведем значения свойства Animation, задающие непрерывные действия помощника:
msoAnimationCheckingSomething
msoAnimationGetArtsy
msoAnimationGetTechy
msoAnimationSaving
msoAnimationSearching
msoAnimationThinking
msoAnimationWorkingAtSomething
msoAnimationWritingNotingSome thing
Приведем некоторые значения свойства Animation, задающие разовые действия помощника:
msoAnimationGestureDown
msoAnimationGestureLeft
msoAnimationGestureRight
msoAnimationGestureUp
msoAnimationGoodbye
msoAnimationGreeting
msoAnimationLookDown
msoAnimationLookDownLeft
msoAnimationLookDownRight
msoAnimationLookLeft
msoAnimationLookRight
msoAnimationLookUp
msoAnimationLookUpLeft
msoAnimationLookUpRight
AssistWithAlerts
Допустимые значения: True (автоматическое отображение справочной информации при возникновении ситуации, приводящей к отображению предупреждения, например при удалении рабочего листа) и False (в противном случае)
AssistWithHelp
Допустимые значения: True (отображается помощник со справкой, при нажатии клавиши <F1>) и False (в противном случае)
Filename
Возвращает полное имя файла (т. е. с указанием папки, где находится файл) для активного помощника. Имена файлов помощников имеют расширение act. Обычно Windows-файлы помощников располагаются В папке Program FilesMicrosoft Office\0ffiсеActors
GuessHelp
Допустимые значения: True (отображается помощник с наиболее подходящей справкой при нажатии клавиши <F1>) и False (в противном случае)
Sounds
Допустимые значения: True (помощник воспроизводит звуковой сигнал, соответствующий информационному сообщению) и False (в противном случае)
TipOfDay
Допустимые значения: True (помощник отображает сообщение при запуске приложения) и False (в противном случае)
Visible
Допустимые значения: True (помощник отображается на экране) и False (в противном случае)
Объект Balloon
Помощник выводит анимационную картинку, задаваемую типом помощника, и список разделов справки, выводимых в окне помощника. Содержание и вид окна помощника определяется объектом Balloon. Объект Balloon создается методом NewBalion объекта Assistant. Метод show отображает объект Balloon на экране.
Перечислим основные свойства объекта Balloon.
BalloonType
Задает тип надписей объекта Balloon. Допустимые значения:
msoBalloonTypeButtons
msoBalloonTypeBullets
msoBalloonTypeNumbers
Button
Устанавливает тип кнопок, отображаемых в окне помощника. Допустимые значения:
mpsoButtonSetAbortRetrylgnore
msoButtonSetBackClose
msoButtonSetBackNextClose
msoButtonSetBackNextSnooze
msoButtonSetCancel
rasoButtonSetNextClose
msoButtonSetNon
msoButtonSetOK
msoButtonSetOkCancel
msoButtonSetRetryCancel
msoButtonSetSearchClose
msoButtonSetTipsOptionsClose
msoButtonSetYesAllNoCancel
msoButtonSetYesNoCancel
msoButtonSetYesNo
Callback
Устанавливает имя процедуры, которая выполняется при отображении окна помощника
CheckBoxes
Возвращает семейство BallooncheckBoxes, флажки окна помощника
Heading
Возвращает заголовок окна помощника
Icon
Возвращает тип значка, отображаемого в левом верхнем углу окна помощника. Допустимые значения:
msoIconAlert
msoIconNone
msoIconTip
Labels
Возвращает семейство BalloonLabels, все надписи окна помощника
Text
Возвращает текст, располагаемый в окне помощника между заголовком и надписями.
Приведем два примера программирования помощника.
В первом примере в окне помощника отображаются три надписи и два флажка (рис. 9.2). Надписи выводятся в виде нумерованного списка. Выбор надписей программой игнорируется. Зато установка флажка приводит к программному отклику. В данном случае в виде отображения диалогового окна с соответствующим сообщением. В качестве помощника выбран Скрепыш, который используется по умолчанию. Для Скрепыша установлена не прерывная анимация до тех пор, пока окно помощника отображается на экране.
Рис. 9.2. Первый пример окна помощника
Sub ПримерПомощника()
Set МойПомощник = Assistant.NewBalloon
Assistant.Animation = msoAnimationSearching
With МойПомощник
.BalloonType = msoBalloonTypeNumbers
.Heading = "Советы дня"
.Text = "Народные мудрости"
.Labels(1).Text = "Под лежачий камень вода не течет"
.Labels(2).Text = "Капля воды камень точит"
.Labels(3).Text = "Жизнь с VBA стала веселей"
.CheckBoxes(1).Text = "Жить - хорошо"
.Checkboxes(2).Text = "А хорошо жить - еще лучше"
. Show Select Case True
Case . CheckBoxes (1) .Checked
MsgBox "Выбрали хорошую жизнь" Case
.CheckBoxes(2).Checked
MsgBox "Выбрали лучшую жизнь"
End Select
End With
End Sub
Во втором примере в окне помощника отображаются три надписи с кнопками (рис. 9.2). Теперь нажатие кнопки у надписи будет вызывать программный отклик. В данном случае в виде отображения диалогового окна с соответствующим сообщением. Для Скрепыша установлена непрерывная анимация, отличная от первого примера.
Sub ПримерЕщеОдногоПомощника()
Dim Номер As Integer
Set МойПомощник = Assistant.NewBalloon
Assistant.Animation = msoAnimationSaving
With МойПомощник
.BalloonType = msoBalloonTypeButtons
.Heading = "Советы дня"
.Text = "Народные мудрости"
.Labels(1).Text = "Под лежачий камень вода не течет"
.Labels(2).Text = "Капля воды камень точит"
.Labels(3).Text = "Жизнь с VBA стала веселей" Номер = .Show Snd With
Select Case Номер Case Is = 1
MsgBox "Вывод: пора начать читать книгу по VBA"
Case Is = 2
MsgBox "Вывод: если приложить достаточно усилий," & Chr(13) &
"то можно разобраться с любой проблемой" Case Is = 3
MsgBox "Что верно, то верно. Excel с VBA - это мощь"