В данном уроке запрограммируем игру с компьютером в крестики—нолики на игровом поле размером 3x3 условных клетки. Эта не такая уж тривиальная игра является хорошим примером, чтобы легко научить компьютер играть и воспользоваться возможностью выиграть, если вы, по невнимательности, дадите ему этот шанс.
Конструируя данное приложение, вы на практике освоите следующие операции:
Удаление рисунка из элемента управления
Выполнение учета количества щелчков по элементу управления
Управление видимостью границ элемента управления
Создание игрового поля
Практика
В редакторе форм создадим диалоговое окно крестики нолики
(рис. У11.1). Поле игры будут образовывать девять элементов управления Caption (надпись). Для видимости границ элементов управления Caption установите свойство BorderStyle равным fmBorderStyleSingle.
В данной игре запрограммируем только более сложную для компьютера ситуацию, когда первым ходит игрок. В этой ситуации компьютеру надо умело обороняться, создавая ситуации для внезапных атак. Играющему первым игроку достаточно все время атаковать, поэтому его стратегия для программирования более легкая. Общий случай, когда в параметрах игры устанавливается, кто ходит первым компьютер или человек, будет оставлен в качестве хорошего самостоятельного задания для читателя.
Рис. У11.1. Диалоговое окно Крестики — нолики в редакторе форм
Итак, в нашей игре первый ход за пользователем. Ход осуществляется двойным щелчком по игровому полю. Если игровое поле пусто, то в нем отображается крестик. Компьютер мгновенно отвечает на ход игрока, постановкой нолика в другое игровое поле и т. д. О результате игры компьютер информирует пользователя. При желании сыграть еще одну игру с компьютером, нажмите кнопку переиграть, которая очистит игровые поля. На рис. У11.2 приведен вид партии в крестики—нолики после второго шага игры.
Рис. У11.2. Пример партии игры в крестики—нолики после второго шага игры
Крестик и нолик, которые выводятся на игровом поле, содержатся в файлах cross.bmp и ou.bmp, а их образы можно создать при помощи любого графического редактора.
В связи с небольшим числом возможных стратегий в этой игре, составляя программу можно пойти по пути наименьшего сопротивления: а именно, применить подход простого перебора вариантов возможных действий. Если бы в игре было большое число стратегий, то этот подход был бы неприменим, т. к. программа не смогла бы играть в режиме реального времени.
Стратегия компьютера в игре крестики—нолики очень проста:
Если в игре сложилась ситуация, когда на очередном ходе он может проставить в ряд три нолика, компьютер ставит их и выигрывает.
Если игрок на очередном ходе угрожает поставить подряд три крестика, а у компьютера есть возможность помешать этому, поставив нолик, он это делает.
Первый и второй ход игры являются основными и здесь компьютер должен действовать осторожно. Поэтому некоторые особые ситуации в них программируются отдельно.
После каждого хода как игрока, так и компьютера необходимо производить проверку на возможный результат игры.
Обсудим, как приведенная ниже программа решает описанную задачу и что в ней происходит.
UserForm Initialize
Активизирует диалоговое окно.
Очищает все надписи от рисунков и текста, обнуляет все переменные.
Нажатие кнопки Переиграть запускает на выполнение процедуру
CommandButtonl_Click
Очищает все надписи от рисунков и текста, обнуляет все переменные.
Нажатие кнопки выход запускает на
выполнение процедуру
CoramandButton2_Click
Закрывает диалоговое окно.
От процедуры
Labell_DblClick
до
Label9 DblClick
При двойном щелчке в ячейке игрового поля ставит крестик при условии, что эта ячейка была ранее пустой. Проверяет, привел ли этот ход к победе игрока, если да, то выдается соответствующее сообщение и игра завершается.
Если нет, то компьютер делает свой ответный ход. Проверяет, привел ли ход компьютера к его победе, если да, то выдается соответствующее сообщение (рис. У11.3) и игра завершается.
Strategy 1
и
Strategy
Генерируют первый и последующие ходы соответственно.
Проверка
Проверяет, нет ли в игре победителей.
НачальноеСостояние
Очищает все надписи от рисунков и текста, обнуляет все переменные.
Состояние
В массиве Статус отмечаются расставленные в ячейках игрового — 10, а пусто — 0. Процедура Состояние находит суммы элементов массива на диагоналях, в строках и столбцах.
Диагональ!
Определяет в зависимости от состояние, надо ли компьютеру ходить по главной диагонали и, если надо, то в какую ячейку.
Диагональ 2
Определяет в зависимости от состояние, надо ли компьютеру ходить по второй диагонали и, если надо, то в какую ячейку.
Бок, Верх
Определяет в зависимости от Состояние, надо ли компьютеру ходить и, если надо, то в какую ячейку.
Рис. У11.3. Пример сообщения о результате игры
' Переменные уровня модуля
'
Dim Поле (1 То 3, 1 То 3) As Ob j ect
Dim Статус(1 To 3, 1 To 3) As Integer
Dim k As Integer
Dim i As Integer
Dim j As Integer
Dim Su(0 To 4, 0 To 4} As Integer
'
Private Sub CommandButtonl_Click()
' Процедура переигрывания
'НачальноеСостояние
End Sub
'
Private Sub CoirniandButton2_Click()
'
' Закрытие диалогового окна
'
UserForml.Hide
End Sub
Private Sub Labell_DblClick(ByVal Cancel As MSForms.ReturnBoolean)
Dim Inf As Boolean
If Статус(1, 1) = 0 Then
Поле(1, 1).Picture = LoadPicture("cross.bmp")
Статус(1, 1) = 1
k = k + 1
Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
Strategy
Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
End If
End Sub
'
Private Sub Label2_DblClick(ByVal Cancel As MSForms.ReturnBoolean)
Dim Inf As Boolean
If Статус(1, 2) = 0 Then
Поле(1, 2).Picture = LoadPicture("cross.bmp")
Статус(1, 2) = 1
k = k + 1
Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
Strategy
Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
End If
End Sub
'
Private Sub Label3_DblClick(ByVal Cancel As MSForms.ReturnBoolean)
Dim Inf As Boolean
If Статус(1, 3) = 0 Then
Поле(1, 3).Picture = LoadPicture("cross.bmp")
Статус(1, 3) = 1
k = k + 1
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
Strategy
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub End If End Sub
Private Sub Label4_DblClick(ByVal Cancel As MSForms.ReturnBoolean)
Dim Inf As Boolean
If Статус(2, 1) = 0 Then
Поле(2, 1).Picture = LoadPicture("cross.bmp")
Статус(2, 1) = 1
k = k + 1
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
Strategy
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub End If
End Sub
'
Private Sub
Label5_DblClick(ByVal Cancel As MSForms.ReturnBoolean)
Dim Inf As Boolean
If Статус(2, 2) = 0 Then
Поле(2, 2).Picture = LoadPicture("cross.bmp")
Статус(2, 2) = 1
k = k + 1
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
Strategy
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
End If
End Sub
'
Private Sub
Label6_DblClick(ByVal Cancel As MSForms.ReturnBoolean)
Dim Inf As Boolean
If Статус(2, 3) = 0 Then
Поле(2, 3).Picture = LoadPicture("cross.bmp")
Статус(2, 3) = 1
k = k + 1
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
Strategy
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
End If
End Sub
Private Sub Label7_DblClick(ByVal Cancel As MSForms.ReturnBoolean)
Dim Inf As Boolean
If Статус(3, 1) = 0 Then
Поле(3, 1).Picture = LoadPicture("cross.bmp")
Статус(3, 1) = 1
k = k + 1
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
Strategy
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
End If
End Sub
'
Private Sub Label8_DblClick(ByVal Cancel As MSForms.ReturnBoolean)
Dim Inf As Boolean
If Статус(3, 2) = 0 Then
Поле(3, 2).Picture = LoadPicture("cross.bmp")
Статус(3, 2) = 1
k = k + 1
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
Strategy
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub End If End Sub
Private Sub Label9_DblClick(ByVal Cancel As MSForms.ReturnBoolean)
Dim Inf As Boolean
If Статус(3, 3) = 0 Then
Поле(3, 3).Picture = LoadPicture("cross.bmp")
Статус(3, 3) = 1
k = k + 1
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
Strategy
'Проверка Inf
If Inf = True Then Exit Sub
End If
End Sub
'
Sub UserFona Initialize 0
Set Поле(1, 1) = Label1
Set Поле(1, 2) = Label2
Set Поле(1, 3) = Label3
Set Поле(2, 1) = Label4
Set Поле(2, 2) = Label5
Set Поле(2, 3) = Label6
Set Поле(3, 1) = Label7
Set Поле(3, 2) = Label8
Set Поле(3, 3) = Label9
' НачальноеСостояние
End Sub
'
Sub Strategy()
Dim flag As Boolean
'
' Стратегия первого хода
If k = 1 Then
Strategy_1
Exit Sub
End If
'
If k = 2 And Su(0, 0) = 12 And Статус(2, 2) = 1 Then
Поле(1, 3).Picture = LoadPicture("ou.bmp")
Статус(1, 3) = 10
Exit Sub End If
'
If k = 2 And Статус(2, 2) = 10 And (Su(0, 0) = 12 Or Su{0, 4) = 12) Then
Поле(1, 2).Picture = LoadPicture("ou.bmp")
Статус(1, 2) = 10
Exit Sub End If
'
If k = 2 And Статус (2, 2) = 10 And Su(0, 0) = 11 And __
' Если Inf=30, то поздравления принимает компьютер
If Inf = 3 Then
MsgBox "Поздравляю с выигрышем", vbExclamation, "Крестики-Нолики"
Exit Sub
End If
If Inf = 30 Then
MsgBox "Компьютер пока сильнее", vbExclamation, "Крестики-Нолики"
Exit Sub End If
End Sub '
Sub НачальноеСостояние()
'
' Обнуление данных и очистка картинок
'
For i = 1 То 3
For j = 1 То 3
Поле(i, j).Caption = ""
Поле(i, j).Picture = LoadPicture("")
Поле(i, j ) .BorderStyle = fmBorderStyleSingle
Статус(i, j) = 0 Next j
Next i
k = 0
For i = 0 To 4
For j = 0 To 4
Su(i, j) = 0
Next j
Next i
End Sub
'
Sub Состояние()
'
Su(0, 0) = 0
For i = 1 To 3
Su(0, 0) = Su(0, 0) + Статус(1, i)
Next i
'
Su(0, 4) =0
For i = 1 To 3
Su(0, 4) = Su(0, 4) + Статус(1, 4 - i)
Next i
For j = 1 To 3
Su(0, j) = 0
For i = 1 To 3
Su(0, j) = Su(0, j) + Статус(i, j)
Next i
Next j
'
For i = 1 To 3
Su(i, 0) = 0
For j = 1 To 3
Su(i, 0) = Su(i, 0) + Статус(i, j) Next j
Next i
'
End Sub
Sub Диагональ1(ByRef p, ByRef q, ByRef flag As Boolean)
flag = False
If Su(0, 0) = p Then
For i = 1 To 3
' If Статус(i, i) = 0 Then
Поле(1, i).Picture = LoadPicture("ou.bmp")
Статус(i, i) = q flag = True
Exit Sub
End If
Next i
End If
End Sub '
Sub Диагональ2(ByRef p, ByRef q, ByRef flag As Boolean)
flag = False If Su(0, 4) = p Then
For i = 1 To 3
If Статус(i, 4 - i) = 0 Then
Поле(i, 4 - i).Picture = LoadPicture("ou.bmp")
Статус(i, 4 - i) = q
flag = True Exit Sub
End If Next i End If End Sub
Sub Бок(ByRef p, ByRef q, ByRef j, ByRef flag As Boolean)
flag =. False
If Su(0, j) = p Then
For i = 1 To 3
If Статус(i, j) = 0 Then
Поле(i, j).Picture = LoadPicture ("ou.bmp")
Статус(i, j) = q
flag = True
Exit Sub
End If
Next i
End If
End Sub '
Sub Верх(ByRef p, ByRef q, ByRef i, ByRef flag As Boolean)
flag = False
If Su(i, 0) = p Then
For j = 1 To 3
If Статус (i, j) = 0 Then
Поле(1, j).Picture = LoadPicture("ou.bmp")
Статус(i, j) = q
flag = True
Exit Sub
End If
Next j
End If
End Sub
Самостоятельное задание
Разработать программу игры крестики—нолики, в которой в зависимости от установок параметров игры первый ход может делать либо компьютер, либр игрок (рис. У11.4). Игрок также может выбрать, что он ставит в игровые поля: крестики или нолики. Программа ведет учет числа побед как игрока, так и компьютера. Программа также подсчитывает число ничейных партий.