Сапа
Здесь может быть ваша реклама
|

 ГЛАВА 6. Спецэффекты

ГЛАВА 6. Спецэффекты

Среди огромного разнообразия специальных эффектов, которыми располагает Adobe Pemiere, особое место занимают фильтры или собственно эффекты. С их помощью вы можете, например, усилить резкость изображения или размыть его, увеличить глубину, разрезать изображение на части и воссоздать в бесформенном виде. Программа содержит эффекты, позволяющие деформировать, размыть, сфокусировать, сгладить, структурировать, отразить, изменить цвет изображения и другие.

Многие эффекты могут быть применены к клипу динамически. Это значит, что в процессе проигрывания параметры эффекта будут изменяться. Например, используя эффект Brightness & Contrast (Яркость/Контраст), во время просмотра можно будет наблюдать постепенное изменение яркости и контрастности изображения.

Звуковые эффекты включают фильтры, которые создают эффекты эха, движения, объема и некоторые другие, изменяющие пространственные характеристики звука.

Adobe Premiere 6.0 содержит несколько десятков эффектов для видео- и статических изображении и более двух десятков звуковых эффектов. Поддерживаются также встраиваемые эффекты - Plug-in (Дополнения), — разработанные сторонними фирмами-производителями. Установленные дополнительные эффекты отображаются в палитрах Video (Видео) и Audio (Звук) и используются аналогично встроенным эффектам. Такая открытая архитектура позволяет любым фирмам разрабатывать специальные модули, которые могут быть использованы в Adobe Premiere.

Опыт № 1 . Наложение эффектов на изображение

Для создания различных эффектов следует наложить фильтр на любой статический, видео- или аудиоклип, находящийся на дорожках окна монтажа (Timeline).

  • Запустите программу Adobe Premiere, если она еще не запущена, и создайте новый проект с параметрами, содержащимися в заготовке New: временная база (Timebase) -30 кадров/сек, компрессор (Compressor) - программа Cinepak Codec by Radius, размер кадра (Frame Size) - 240х180 пикселов, частота кадров (Frame Rate) - 15.00 кадров/сек, глубина цвета (Depth) - Millions (Миллионы), качество (Quality) - 100%, частота оцифровки звука (Rate) - 22050 Гц, формат (Format) — 8 - Mono (8 бит — Моно).
  • Импортируйте в проект видеофайл Cyclers.avi из папки Sample Folder.
  • Переместите клип Cyclers.avi из окна проекта (Project) на дорожку Video 1A (Видео 1A) окна монтажа (Timeline) и выровняйте его начало по временной отметке 0:00:00:00.

Заметьте, что границы желтой полосы рабочей области ограничивают клип Cyclers.avi.

  • Выберите команду меню File • Save (Файл * Сохранить), сохраните проект на диске под именем Temp.ppj, заменив существующий файл с таким именем, а затем просмотрите клип перед применением эффекта, нажав клавишу чтобы вспомнить, как он выглядит, после чего установите текущую позицию в начале клипа.

Все эффекты, которые могут быть применены к видеоклипам и статическим изображениям, собраны в палитре Video (Видео).

  • Выберите команду меню Window • Show Video Effects (Окно • Показать палитру Видеоэффекты). На экране появится совмещенное окно палитр Video/Audio (Видео/Звук) с открытой палитрой Video (Видео) (Рис. 6.1).

В этой палитре так же, как и в палитре переходов (Transition), все эффекты сгруппированы в папках по типам. Например, все эффекты, предназначенные для коррекции изображения, собраны в папке Adjust (Коррекция). Общее количество доступных эффектов указано в нижней строке палитры. Каждая папка, объединяющая группу эффектов, обозначается в палитре значком Q и названием.

Рис. 6.1. Палитра Video (Видео)

Эффект Horizontal Flip (Зеркальное отражение по горизонтали)

Применим к клипу Cyclers.avi эффект Horizontal Flip (Зеркальное отражение по горизонтали), который отражает изображение относительно вертикальной оси, проходящей через центр кадра.

  • Воспользовавшись вертикальной полосой прокрутки палитры Video (Видео), найдите папку Transform (Преобразование).
  • Щелкните мышью на значке слева от значка папки Transform (Преобразование). Эта папка раскроется и вы увидите содержащиеся в ней эффекты.

Каждый эффект в папке обозначен значком, справа от которого указано имя.

Чтобы к клипу применить эффект, достаточно перетащить значок эффекта на этот клип в окне монтажа (Timeline).

  • Перетащите эффект Horizontal Flip (Зеркальное отражение по горизонтали) из папки Transform (Преобразование) палитры Video (Видео) на клип Cyclers.avi в окне монтажа (Timeline). Клип будет выделен, и у верхнего края его значка появится узкая зеленая полоса, указывающая на то, что к данному клипу применен эффект. Одновременно на экране появится палитра Effect Controls (Настройка эффектов) (Рис. 6.2).

В верхней части этой палитры указывается имя клипа, к которому применены эффекты и положение текущей позиции: Cyclers.avi @ 00:00:00:00, Ниже приводится название эффекта движения (Motion), который будет применен, если установить флажок слева от его названия. О движении клипов мы поговорим в следующей главе. Далее в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) пере-

Рис. 6.2. Палитра Effect Controls

(Настройка эффектов)

числяются эффекты в порядке их применения. Пока что к клипу применен единственный эффект - Horizontal Flip (Зеркальное отражение по горизонтали). Его название выделенов палитре полужирным начертанием, а слева от названия установлен флажок Enable Effect (Эффект включен) с отметкой/. Если сбросить этот флажок, то эффект будет вы-включен и таким образом исключен из предварительного просмотра и окончательного фильма.

Вспомним некоторые способы предварительного просмотра клипов.

  • Перетаскивайте указатель мыши по временной шкале над временными метками. При этом указатель мыши принимает форму. На правом экране окна Monitor (Монитор) будет проигрываться клип Cyclers.avi, а вместо эффекта вы увидите значок. Напомним, что при таком способе просмотра эффекты не отображаются.
  • Перетаскивайте указатель мыши по временной шкале между временными метками, удерживая нажатой клавишу . При этом указатель мыши принимает форму. На правом экране окна Monitor (Монитор) вы увидите примененный эффект.
  • Нажмите клавишу . чтобы создать компилированный предварительный просмотр.

Теперь вы увидите точное отображение эффекта: изображение в кадре будет отражено относительно вертикальной оси. проходящей через его центр.

Эффект Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS))

К клипу, находящемуся в окне монтажа (Timeline), можно применить любое количество эффектов, и все они будут наложены в последовательном порядке. Применим к клипу Cyclers.avi еще один эффект - Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)), который позволяет настраивать в изображении цветовой тон, насыщенность и яркость отдельных цветовых компонентов. Чтобы применить эффект к клипу, выделенному в окне монтажа (Timeline), достаточно перетащить значок эффекта в палитру Effect Controls (Настройка эффектов).

  • Убедитесь, что клип Cyclers.avi выделен в окне монтажа (Timeline). В противном случае щелчком мыши выделите его.
  • Воспользовавшись полосой прокрутки палитры Video (Видео), найдите папку Image Control (Настройка изображения).
  • Щелкните мышью на значке слева от значка папки Image Control (Настройка изображения). Папка раскроется и в палитре отобразятся содержащиеся в ней эффекты.

Обратите внимание, что значок эффекта Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)) отличается от всех остальных значков. Такими значками обозначаются эффекты программы Adobe After Effects, которые могут использоваться в Adobe Premiere. Собственные эффекты Adobe Premiere обозначаются значком ^.

  • Перетащите значок эффекта Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)) в палитру Effect Controls (Настройка эффектов). Эффект будет применен. В палитре появится и будет выделено полужирным начертанием название эффекта, а под ним вы увидите элементы управления для настройки его параметров (Рис. 6.3).

Эти элементы управления включают три ползунковых регулятора:

Hue (Цветовой тон) - для настройки цветового тона;

Lightness (Яркость) - для изменения яркости изображения;

Saturation (Насыщенность) - для коррекции насыщенности цвета.

Под цветовым тоном обычно понимают цвет, а под насыщенностью - чистоту цвета. Данный фильтр позволяет полностью изменить цветовое содержание изображения. Например, путем настройки цветового тона вы можете компенсировать искажения цветов в NTSC-изображении, полученном с видеоисточника.

Параметры цвета могут быть выражены с помощью различных цветовых моделей. Одна из наиболее часто используемых цветовых моделей - HSB -представляется в виде цветового круга, по краю которого располагаются спектральные цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Спектральный цвет иначе называется

Рис. 6.3. Элементы управления эффекта Color Balance (HLS)

(Цветовой баланс (HLS))

цветовым тоном (Hue). Он характеризуется положением на цветовом круге и определяется величиной угла в диапазоне от -360 до 360 градусов. Спектральные цвета имеют максимальную насыщенность.

  • Перемещая ползунковый регулятор Hue (Цветовой тон), наблюдайте на правом экране окна Monitor (Монитор), как изменяется цветовое содержание изображения. Изменения будут происходить, когда вы будете отпускать левую кнопку мыши, так как по умолчанию включен режим Preview After Adjust (Просмотр после коррекции).
  • Чтобы видеть изменения в процессе перемещения ползунковых регуляторов, нажмите кнопку в правом верхнем углу палитры Effect Controls (Настройка эффектов) и в появившемся меню выберите команду Preview During Adjust (Просмотр во время коррекции).

Если выбрать в меню палитры Effect Controls (Настройка эффектов) команду No Preview (Без просмотра), то результаты настройки в процессе коррекции отображаться не будут. Их можно будет увидеть только после создания предварительного просмотра.

Подчеркнутое число над ползунковым регулятором Hue (Цветовой тон) отображает угол поворота относительно исходного цвета пиксела на цветовом круге. Положительные числа означают движение по часовой стрелке, а отрицательные - против часовой стрелки. Значения цветового тона, устанавливаемые регулятором, могут изменяться в пределах от -360 ; - крайнее левое положение ползунка - до 360 ; - крайнее правое положение ползунка. Значение по умолчанию - 0 ;.

Вместо перемещения ползункового регулятора вы можете вести числовое значение.

  • Щелкните мышью в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) на подчеркнутом числовом значении над ползунковым регулятором Hue (Цветовой тон). На экране появится диалог Edit Hue (Редактирование цветового тона) (Рис. 6.4).

В этом диалоге вы можете ввести числовое значение в диапазоне от -7200.0 до 7200.0.

Рис. 6.4. Диалог Edit Ниб (Редактирование цветового тона)

  • В поле ввода Value (Значение) введите произвольное значение в указанном диапазоне и, нажав кнопку ОК, закройте диалог Edit Hue (Редактирование цветового тона). Цветовой тон изображения изменится.

Проверим работу ползунковых регуляторов Lightness (Яркость) и Saturation (Насыщенность).

  • Перемещайте ползунковый регулятор Lightness (Яркость) вправо для повышения яркости и влево для ее понижения. Значения яркости могут изменяться от -100% -крайнее левое положение ползунка - до 100% - крайнее правое. Значение по умолчанию - 0%.
  • Перемещайте ползунковый регулятор Saturation (Насыщенность). При этом смещение вправо повышает насыщенность цветов, а смещение влево - снижает ее. На цветовом круге это соответствует движению от центра или к центру. При минимальном значении — -100% - изображение становится черно-белым. Это соответствует крайнему левому положению ползункового регулятора. В крайнем правом положении ползунка значение насыщенности максимальное — 100%. Значение по умолчанию — 0%.

Воспользуемся фильтром Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)) для преобразования всех цветов клипа Cyclers, avi в оттенки серого.

  • Переместите ползунковый регулятор Saturation (Насыщенность) в крайнее левое положение -100%.
  • Установите ползунковый регулятор Lightness (Яркость) так, чтобы значение этого параметра было равно 0%.

Положение ползункового регулятора Hue (Цветовой тон) в данном случае значения не имеет.

  • Выберите команду меню Timeline • Preview (Шкала времени • Предварительный просмотр) и просмотрите результат применения фильтра. Вы увидите черно-белый вариант зеркально отраженного по горизонтали клипа Cyclers.avi.

Как видите, теперь к клипу применены одновременно два эффекта.

Эффект Tint (Оттенок)

Добавим еще один, третий, эффект - Tint (Оттенок), который позволяет изменить оттенок изображения. Чтобы найти этот фильтр в палитре Video (Видео), воспользуемся функцией поиска.

  • Нажмите кнопку найти у нижнего края палитры Video (Видео). На экране появится диалог Find Video Effect (Найти видеоэффект) (Рис. 6.5).

Рис. 6.5. Диалог Find Video Effect (Найти видеоэффект)

  • В поле ввода диалога введите имя эффекта: Tint.
  • Нажмите кнопку Find (Найти) в диалоге Find Video Effect (Найти видеоэффект). В палитре Video (Видео) будет выделен эффект с указанным именем.
  • Нажатием кнопки Done (Выполнено) закройте диалог Find Video Effect (Найти видеоэффект).
  • Перетащите значок эффекта Tint (Оттенок) из палитры Video (Видео) на клип Cyclers.avi в окне монтажа (Timeline). Эффект будет применен к клипу и в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) появится выделенное название эффекта и элементы управления для его настройки (Рис. 6.6).

Эффект Tint (Оттенок) изменяет цветовую информацию изображения. Элементы управления Map Black to (Преобразовать черный в) и Map White to (Преобразовать белый в) позволяют указать, в какие цвета должны быть преобразованы темные и светлые пикселы изображения. Промежуточным пикселам будут назначены промежуточные значения.

  • Щелкните мышью на поле Map Black to (Преобразовать черный в) с образцом цвета, который предлагается по умолчанию для преобразования темных пикселов. На экране появится уже знакомый вам диалог Color Picker (Палитра цветов). Здесь следует выбрать желаемый оттенок, в который будут преобразованы темные пикселы изображения.

Рис. 6.6. Элементы управления эффекта Tint (Оттенок)

Щелчком мыши на палитре выберите нужный вам цвет или введите значения RGB-составляющих в поля ввода Red (Красный), Green (Зеленый), Blue (Синий) и нажатием кнопки ОК закройте диалог Color Picker (Палитра цветов). В поле Map Black to (Преобразовать черный в) палитры Effect Controls (Настройка эффектов) отобразится выбранный цвет.

Цвет для тонирования можно выбрать также, нажав кнопку в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) и затем щелкнув указателем мыши - пипеткой — на нужном цвете в окне монтажа (Timeline) или в окне Monitor (Монитор).

  • С помощью ползункового регулятора Amount to Tint (Интенсивность тонирования) установите уровень выбранного оттенка в пределах 40-60%. На правом экране окна Monitor (Монитор) отобразится тонированное изображение.
  • Нажмите клавишу для просмотра результата применения эффекта. Вы увидите изображение, отраженное по горизонтали и тонированное в соответствии с выбранным вами цветом.

Действуя подобным образом, вы можете применить к клипу любое количество эффектов. Кроме того, можно применить один и тот же фильтр несколько раз для усиления эффекта вдвое, втрое и т.д.

Изменение порядка применения эффектов

Adobe Premiere применяет эффекты к клипам в том порядке, в котором они расположены в палитре Effect Controls (Настройка эффектов). Если вы желаете изменить порядок наложения эффектов, то следует изменить их порядок в данной палитре.

В качестве примера поменяем местами эффекты Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)) и Tint (Оттенок) и посмотрим, что после этого изменится.

  • Установите указатель мыши в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) на названии эффекта Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)).
  • Нажмите и удерживайте левчо кнопку мыши. Название эффекта Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)) будет выделено полужирным начертанием, и вокруг элементов его управления появится прямоугольная рамка. Указатель мыши примет форму.
  • Не отпуская левую кнопку мыши, переместите указатель мыши вниз так, чтобы верхняя граница переместившейся вместе с ним прямоугольной рамки, ограничивающей элементы управления, находилась под элементами управления эффектом Tint (Оттенок). Нижняя граница элементов управления Tint (Оттенок) будет показана жирной горизонтальной линией (Рис. 6.7).
  • Отпустите левую кнопку мыши. Эффекты Tint (Оттенок) и Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)) в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) поменяются местами.

Это значит, что теперь эффекты будут накладываться в следующем порядке: Horizontal Flip (Зеркальное отражение по горизонтали), Tint (Оттенок), Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)). Проверим.

Рис. 6.7. Перемещение эффекта в палитре Effect Controls (Настройка эффектов)

  • Нажмите клавишу После создания нового предварительного просмотра вы увидите зеркально отраженный по горизонтали черно-белый клип Cyclers.avi, так как теперь фильтр Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)), настроенный так, что преобразует цвета в оттенки серого, применяется последним.

Итак, мы убедились, что от порядка расположения фильтров в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) зависит порядок их применения к клипу. Элементы управления для настройки параметров эффекта в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) можно временно скрыть.

  • Щелкните мышью на значке слева от флажка Enable Effect (Эффект включен) эффекта Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)). Значок примет вид . Элементыуправления настройкой эффекта будут скрыты.
  • Повторно щелкните мышью на значке > эффекта Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)). Элементы управления эффектом снова отобразятся в палитре.

Скрывать элементы управления эффектом особенно удобно, когда их в палитре находится очень много. Таким образом можно освободить место в палитре.

Удаление эффектов

Если вы хотите отказаться от применения эффектов, то удалить их можно следующим способом.

  • Щелкните мышью в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) на названии эффекта Horizontal Flip (Зеркальное отражение по горизонтали), чтобы выделить его.
  • Нажмите кнопку Remove Effect (Удалить эффект) в нижней части палитры Effect Controls (Настройка эффектов). На экране появится диалог с запросом подтверждения операции удаления (Рис. 6.8).
  • Нажав кнопку Yes (Да), подтвердите необходимость удаления. Выделенный эффект Horizontal Flip (Зеркальное отражение по горизонтали) будет удален.

Удалим также эффект Tint (Оттенок).

Рис. 6.8. Диалог с запросом подтверждения операции удаления

  • Нажмите кнопку в правом верхнем углу палитры Effect Controls (Настройка эффектов) и в появившемся меню выберите команду Remove Selected Effect (Удалить выбранный эффект). В появившемся запросе нажмите кнопку Yes (Да), чтобы подтвердить удаление. Фильтр Tint (Оттенок) будет удален из списка наложенных эффектов.
  • Таким же образом удалите эффект Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS)).

Удалить сразу все эффекты, примененные к клипу, можно, выбрав в меню палитры Effect Controls (Настройка эффектов) команду Remove All Effects from Clip (Удалить все эффекты).

Заметьте, что после удаления эффектов исчезла также зеленая полоса у верхнего края клипа Cyclers.avi в окне монтажа (Timeline).

Опыт № 2. Динамически изменяемые эффекты

Большинство из доступных в Adobe Premiere эффектов, которые позволяют настраивать свои параметры, разрешают также изменять эти параметры динамически, т.е. в процессе проигрывания клипа. Например, эффект Color Balance (HLS) (Цветовой баланс (HLS))можно настроить так, чтобы во время проигрывания клипа постепенно изменялся цветовой тон, или насыщенность, или яркость изображения, или же все три параметра одновременно. Это достигается расстановкой множества ключевых кадров, которым назначаются различные параметры фильтрации. Такая технология позволяет с большой степенью точности определить, как будет изменяться эффект в процессе проигрывания клипа.

Посмотрим, как использовать ключевые кадры, воспользовавшись эффектом Brightness & Contrast (Яркость/Контраст), позволяющим изменять яркость и контрастность изображения.

Применим к клипу Cyclers.avi, находящемуся на дорожке Video 1А (Видео 1А) окна монтажа (Timeline), эффект Brightness &Contrast (Яркость/Контраст) и откорректируем изменение яркости клипа во времени.

  • Установите текущую позицию в начале фильма.
  • В палитре Video (Видео) откройте папку Adjust (Коррекция).
  • Перетащите значок эффекта Brightness & Contrast (Яркость/Контраст) из папки Adjust (Коррекция) палитры Video (Видео) на клип Cyclers.avi в окне монтажа (Timeline). Эффект будет применен. В палитре Effect Controls (Настройка эффектов) появятся элементы управления его параметрами (Рис. 6.9).

Рис. 6.9. Элементы управления эффекта Brightness & Contrast

(Яркость/Контраст)

Ключевые кадры

После того, как к клипу применен эффект, его название появляется также в строке ключевых кадров дорожки окна монтажа (Timeline).

  • Щелкните мышью на значке слева от названия дорожки Video 1А (Видео 1А) в окне монтажа (Timeline). Дорожка развернется и под клипом Cyclers.avi вы увидите строку ключевых кадров (Рис. 6.10).

Рис. 6.10. Строка ключевых кадров

В этой строке отображается название примененного к клипу эффекта, а под ним находится тонкая горизонтальная линия, соответствующая длительности клипа, на концах которой миниатюрными белыми прямоугольниками обозначены начальный и конечныйключевые кадры. Указанные ключевые кадры создаются по умолчанию. Слева от строки ключевых кадров находится навигатор ключевых кадров в виде флажка с черными треугольниками-стрелками по обе стороны от него. Установленный флажок Add/Delete Keyframe (Добавить/Удалить ключевой кадр) указывает на то, что в текущей позиции, т.е. в начале клипа, находится ключевой кадр. Если этот флажок не установлен, то текущая позиция находится между ключевыми кадрами. Черные треугольники-стрелки служат для перемещения между ключевыми кадрами.

Теперь, с помощью палитры Effect Controls (Настройка эффектов) можно определить параметры эффекта для первого ключевого кадра, совпадающего с первым кадром клипа. Заметьте, что числовые значения яркости и контрастности для данного ключевого кадра в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) по умолчанию составляют О (ноль). При перемещении ползунковых регуляторов Brightness (Яркость) и Contrast (Контраст) вправо яркость и контрастность изображения будут увеличиваться, а влево -уменьшаться. Оставим установки для этого кадра, предлагаемые по умолчанию, без изменений.

Для конечного ключевого кадра изменим параметры фильтра так, чтобы яркость изображения в конце клипа уменьшалась. Чтобы это можно было сделать, необходимо включить режим автоматической установки ключевых кадров.

  • Щелкните мышью в поле флажка Enable Keyframing (Автоматическая установка ключевых кадров) слева от названия эффекта Brightness & Contrast (Яркость/Контраст) в палитре Effect Controls (Настройка эффектов). В этом поле появится значок с изображением секундомера с часами.

Теперь Adobe Premiere будет автоматически устанавливать новые ключевые кадры в любом месте клипа, где вы установите текущую позицию и измените настройку элементов управления эффектом.

Перейдем к конечному ключевому кадру, чтобы изменить для него параметры яркости.

  • Щелкните мышью на черном треугольнике-стрелке Next Keyframe (Следующий ключевой кадр) в окне монтажа (Timeline). Текущая позиция переместится в конечный ключевой кадр.
  • Переместите треугольный бегунок регулятора Brightness (Яркость) в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) влево так, чтобы значение яркости стало равным -50.0.

Обратите внимание, что у верхнего края значка клипа Cyclers.avi в окне монтажа (Timeline) присутствует тонкая зеленая полоса, указывающая на то, что к клипу применен эффект.

  • Нажмите клавишу чтобы просмотреть созданный эффект.

Вы увидите, что в процессе проигрывания видеоклипа Cyclers.avi экран будет постепенно затемняться, так как мы уменьшили яркость последнего ключевого кадра.

Добавим теперь в середине этого клипа новый ключевой кадр и установим для него параметры эффекта таким образом, чтобы яркость изображения в середине клипа возрастала.

  • Установите указатель мыши в окне монтажа (Timeline) над временными отметками примерно в середине клипа Cyclers.avi. Указатель мыши примет форму черного треугольника .
  • Щелкните мышью в этом месте. Текущей станет указанная позиция.

Заметьте, что на правом экране окна Monitor (Монитор) отображается кадр клипа, соответствующий текущей позиции, а значение яркости для него - приблизительно -25, вычисленное путем интерполяции между значениями яркости в начальном и конечном ключевых кадрах, вы видите над ползунковым регулятором Brightness (Яркость) в палитре Effect Controls (Настройка эффектов). Обратите внимание также, что флажок Add/Delete Keyframe (Добавить/Удалить ключевой кадр) в окне монтажа (Timeline) сброшен, так как в текущей позиции ключевой кадр пока отсутствует.

Установим для нового ключевого кадра значение яркости 50.

  • Переместите треугольный бегунок регулятора Brightness (Яркость) в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) вправо так, чтобы его значение стало равно 50.0.

Как только вы начнете перемещение ползункового регулятора, в текущей позиции в окне монтажа (Timeline) будет автоматически установлен ключевой кадр, значок которого имеет форму ромба. При этом значки первого и последнего ключевых кадров примут форму половины ромба. Одновременно будет установлен флажок Add/Delete Keyframe (Добавить/Удалить ключевой кадр).

  • Нажмите клавишу и просмотрите полученный эффект.

Теперь при проигрывании клипа Cyclers.avi яркость сначала возрастает примерно до середины этого клипа, а затем постепенно уменьшается, затемняя кадр.

Положение ключевого кадра можно легко изменить.

  • Установите указатель мыши на ромбовидном маркере ключевого кадра в середине клипа. Указатель мыши примет форму пальца со стрелками
  • Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши.
  • Не отпуская левую кнопку мыши, перемещайте маркер влево или вправо. При этом по текущей дорожке будет перемещаться вертикальная линия, указывая новое положение ключевого кадра.
  • Переместите ключевой кадр в позицию 00:00:02:12, ориентируясь на счетчик времени Program Location (Текущая позиция фильма) под правым экраном окна Monitor (Монитор).
  • Отпустите левую кнопку мыши. Новое положение треугольного маркера ключевого кадра будет закреплено.

Чтобы отредактировать параметры эффекта для ключевого кадра, следует выделить его щелчком мыши.

Для удаления любого ключевого кадра, кроме первого и последнего, достаточно щелчком мыши выделить его маркер и сбросить флажок Add/Delete Keyframe (Добавить/Удалить ключевой кадр) в окне монтажа (Timeline). Удалить начальный и конечный ключевые кадры невозможно.

Удалить сразу все ключевые кадры, кроме первого и последнего, можно следующим способом.

  • Щелкните мышью на значке с изображением секундомера iS. слева от названия эффекта Brightness & Contrast (Яркость/Контраст) в палитре Effect Controls (Настройка эффектов). На экране появится запрос подтверждения удаления ключевых кадров (Рис. 6.11).
  • Нажмите кнопку Yes (Да), чтобы подтвердить необходимость удаления и закрыть диалог-запрос. Текущий ключевой кадр будет удален. Первый и последний ключевые кадры в окне монтажа (Timeline) примут форму прямоугольников.

Описанным способом можно добавить любое количество ключевых кадров и установить для каждого из них собственные параметры фильтра.

Рис. 6.11. Запрос подтверждения удаления ключевых кадров

  • Очистите окно монтажа (Timeline), щелчком мыши выделив клип Cyclers.avi и нажав клавишу Delete.

Мы подробно познакомились со способами применения эффектов к отдельным клипам. В следующих опытах будут рассмотрены приемы создания с помощью фильтров различных эффектов.

Опыт № 3. Эхо-эффект и движение звука в стереопанораме

С помощью аудиофильтров вы можете улучшить качество фонограммы или добавить в фонограммы своих фильмов некоторые специальные звуковые эффекты. Adobe Premiere содержит 21 звуковой эффект. Рассмотрим приемы использования некоторых из них на практических примерах.

Эффект Echo (Эхо)

Фильтр Echo (Эхо) создает эффект реверберации - эха, обусловленного многократными затухающими отражениями звуковых волн от поверхностей, окружающих источник звука. Наилучший результат получается при применении данного эффекта к голосу. Поэтому прежде чем приступить к выполнению данного опыта, запишите с помощью любой звукозаписывающей программы, например, Звукозапись (Sound Recorder), свой голос в файл с расширением .wav. Если же у вас нет возможности сделать запись звука, то воспользуйтесь аудиофайлом Music.aif.

  • Импортируйте в проект записанный вами звуковой файл или файл Music.aif из папки Sample Folder.
  • Переместите записанный вами звуковой клип или клип Music.aif из окна проекта (Project) на дорожку Audio 1 (Звук 1) окна монтажа (Timeline) и выровняйте его начало по временной метке 0:00:00:00.
  • Щелкните мышью на заголовке окна монтажа (Timeline), чтобы сделать его активным.
  • Нажмите клавишу . Программа подберет такой масштаб времени, при котором клип полностью будет виден в окне монтажа (Timeline).
  • Нажмите клавишу и прослушайте звуковой клип до применения к нему эффекта.

Теперь применим к клипу эффект Echo (Эхо). Все звуковые эффекты сгруппированы в палитре Audio (Звук).

  • Щелкните мышью на ярлыке Audio (Звук) в окне совмещенных палитр Video/Audio (Видео/Звук). Появится палитра Audio (Звук) (Рис. 6.12).

В этой палитре, как и в палитре Video (Видео), эффекты объединены в папки по типам.

  • Щелкните мышью на значке слева от названия папки Reverb & Delay (Эхо и задержка). Папка раскроется, и в палитре отобразятся содержащиеся в ней эффекты.
  • Перетащите значок эффекта Echo (Эхо) из папки Reverb & Delay (Эхо и задержка) палитры Audio (Звук) на клип Music.aif в окне монтажа (Timeline). Клип будет выделен. В палитре Effect Controls (Настройка эффектов) появятся название примененного эффекта и элементы его управления (Рис. 6.13).

Рис. 6.12. Палитра Audio (Звук)

Рис. 6.13. Элементы управления эффекта Echo (Эхо) в палитре Effect Controls (Настройка эффектов)

Так же, как и видеодорожки, звуковые дорожки имеют строку ключевых кадров.

  • Щелкните мышью на значке слева от названия дорожки Audio 1 (Звук 1) в окне монтажа (Timeline). Дорожка развернется и вы увидите элементы ее управления.
  • Нажмите вторую слева кнопку Display Keyframes (Показать ключевые кадры) под названием дорожки Audio 1 (Звук 1). Под значком клипа вместо красной линии регулятора затухания отобразится синяя линия ключевых кадров с начальным и конечным ключевыми кадрами на концах (Рис. 6.14).

В левой части окна монтажа (Timeline) вы увидите также навигатор ключевых кадров в виде треугольников-стрелок и флажка Add/Delete Keyframe (Добавить/Удалить ключевой кадр).

  • Щелкните мышью на значкеPrevious Keyframe (Предыдущий ключевой кадр) под названиемдорожки Audio 1 (Звук 1) в окне монтажа (Timeline), чтобы перейти к первому ключевому кадру.

Рис. 6.14. Строка ключевых кадров звуковой дорожки

Чтобы сделать эффект изменяющимся во времени, включим режим автоматической установки ключевых кадров.

  • Установите флажок Enable Keyframing (Автоматическая установка ключевых кадров) слева от названия эффекта Echo (Эхо) в палитре Effect Controls (Настройка эффектов). В поле этого флажка появится значок с изображением секундомера.

Настроим параметры эффекта для текущего первого ключевого кадра. Эффекты Adobe Premiere, параметры которых можно настраивать, кроме элементов управления в палитре Effect Controls (Настройка эффектов), позволяют использовать для этой цели также диалог Settings (Параметры).

  • Щелкните мышью на подчеркнутой надписи Setup (Настройка) против названия эффекта Echo (Эхо) в палитре Effect Controls (Настройка эффектов). На экране появится диалог Echo Settings (Параметры фильтра Эхо) (Рис. 6.15).
  • Установите флажок Preview (Предварительное прослушивание), чтобы иметь возможность слышать, как изменяется звук при изменении параметров эффекта. Вы сразу же услышите звучание клипа с заданными по умолчанию параметрами эффекта.

Ползунковый регулятор Delay (Задержка) позволяет управлять промежутком времени между началом оригинального звука и началом его эха, который может изменяться от 0 миллисекунд (эхо отсутствует) до 2000 миллисекунд.

Рис. 6.15. Диалог Echo Settings (Параметры фильтра Эхо)

  • Перемещая ползунковый регулятор Delay (Задержка), прослушайте, как изменяется эхо при разных значениях времени задержки и установленном по умолчанию в положение Soft (Мягко) переключателе интенсивности эха (Intensity).
  • Установите ползунковый регулятор Delay (Задержка) в положение 500ms (500 миллисекунд). Это создаст промежуток задержки, равный 0.5 секунды.
  • Установите переключатель Loud (Резко) и обратите внимание, как изменился характер эха. >• Нажмите кнопку ОК. Диалог Echo Settings (Параметры фильтра Эхо) закроется.

Заметьте, что установленное время задержки отображается над ползунковым регулятором Delay (Задержка) в палитре Effect Controls (Настройка эффектов).

Таким образом, мы установили параметры эффекта Echo (Эхо) для первого ключевого кадра, соответствующего началу клипа. Установим теперь параметры этого эффекта для последнего ключевого кадра.

  • Щелкните мышью на черном треугольнике-стрелке Next Keyframe (Следующий ключевой кадр) навигатора ключевых кадров в окне монтажа (Timeline). Текущим станет конечный ключевой кадр.

Обратите внимание, что у этого ключевого кадра параметры эффекта те же, которые мы установили для первого ключевого кадра. Для создания динамического эффекта изменим их, воспользовавшись элементами управления эффекта в палитре Effect Controls Настройка эффектов).

  • Перетащите ползунковый регулятор Delay (Задержка) в палитре Effect Controls (Настройка эффектов) к правому краю так, чтобы время задержки стало равно 2000 миллисекунд.
  • Нажмите клавишу , чтобы прослушать результат применения фильтра.

Вы услышите, как при проигрывании клипа постепенно увеличивается время задержки эха.

  • Поэкспериментируйте с эффектом Echo (Эхо), изменяя его параметры. Обратите внимание, как динамическое изменение времени задержки сказывается на характере эха.
  • Удалите клип, находящийся на дорожке Audio 1 (Звук 1) окна монтажа (Timeline), выделив его щелчком мыши и нажав клавишу Delete.

Эффект Pan (Панорама)

Рассмотрим еще один ЗВУКОВОЙ эффект - Pan (Панорама), который имитирует перемещение звука в пространстве слева направо или справа налево. Для опыта с этим эффектом следует использовать звуковой файл, содержащий стереозвук. Поэтому воспользу-'ся файлом Звук Microsoft.wav (Microsoft Sound.wav) из папки WindowsMedia,нo прежде чем импортировать в проект этот файл, следует изменить параметры проекта. Дело в том, что в используемых нами параметрах проекта принят формат звука 8 bit -Mono (8 бит- Моно), при котором стереоэффект не воспроизводится. Поэтому в диалоге Project Settings (Параметры проекта) следует выбрать другой формат звука.

  • Выберите команду меню Project * Project Settings • Audio (Проект * Параметры проекта • Звук). На экране появится диалог Project Settings (Параметры проекта) с установками аудио (Audio).
  • В открывающемся списке Format (Формат) выберите 16 Bit - Stereo (16 бит — Сте-рео), в котором оцифрован звук в файле Звук Microsoft.wav (Microsoft Sound.wav).
  • Нажатием кнопки OK закройте диалог Project Settings (Параметры проекта). На экране появится диалог с предупреждением о том, что при изменении аудиоустановок клипы на звуковых дорожках будут откорректированы в соответствии с новыми параметрами.
  • Закройте этот диалог, нажав кнопку ОК.
  • Импортируйте в проект файл Звук Microsoft.wav (Microsoft Sound.wav) из папки WindowsMedia.

Напомним, что Windows - это папка, в которой по умолчанию устанавливается операционная система Windows 95/98, и, вероятней всего, она расположена на диске С:.

  • Нажмите кнопку List View (Режим списка) в нижнем левом углу окна проекта (Project). Информация будет представлена в виде таблицы.
  • Переместите правую границу окна проекта (Project) вправо, чтобы увидеть колонку Audio Info (Информация о звуке).

Обратите внимание: в окне проекта (Project) отображается формат импортированного клипа Звук Microsoft.wav (Microsoft Sound.wav) со стереофоническим звуком: 22050 Hz - 16 bit - Stereo (22050 Гц - 16 бит - Стерео). Сравните его с форматом клипа Music.aif. звук которого монофонический: 22050 Hz - 8 bit - Mono (22050 Гц - 8 бит - Моно).

  • Восстановите прежний размер окна проекта (Project).
  • Нажмите кнопку Thumbnail View
 
MKPortal©2003-2008 mkportal.it
MultiBoard ©2007-2009 RusMKPortal